Оригинал взят у mariko_11 в Украденный праздник: исторические трансформации смысла 8 марта

   
С тех пор, как в августе 1910-го более 100 участниц Второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене единодушно поддержали предложение Клары Цеткин ежегодно в начале марта отмечать День женщин, чтобы привлечь внимание к вопросу равных прав, смысл этого праздника неоднократно менялся. Особенно разительными оказались эти изменения в стране, объявившей социализм своим общественным строем, — в СССР. Попробуем проследить, как день солидарности женщин в борьбе с гендерной дискриминацией превратился в праздник "весны, любви и вечной женственности".
 
В дореволюционной Российской империи, кроме многочисленных и мощных женских организаций, было немало активных сознательных женщин-членов различных политических движений левого направления, серьезно относящихся и к вопросу женского равноправия, что вынудило сделать это требование частью политических программ ряда партий. Не следует также забывать, что Февральская буржуазная революция в царской России, приведшая к свержению монархии и началу демократических преобразований, началась именно с массовых уличных демонстраций женщин с требованиями "Хлеба и мира". Это знаковое событие в Петрограде произошло 23 февраля по юлианскому календарю, т.е. именно 8 марта — по григорианскому. Со временем, придя к власти, большевики были вынуждены отблагодарить женщин за поддержку и признать их вклад в революционные события, законодательно закрепив их равные политические, социальные и гражданские права в Стране Советов. Но на самом деле большевики рассматривали потенциал организованных и сознательных женщин как инструмент: они хотели установить над ним контроль и использовать для усиления собственного политического влияния на общество.
 
читать дальше


@темы: гендерные шаблоны