Оригинал взят у
Дискурс - это способ репрезентации реальности в наших головах, способ "сотворения" мира посредством слов, хотим мы того или нет. Обратная закономерность тоже верна - отсутствие тех или иных дискурсов создает провал в понятиях, образах, действиях, некие "черные дыры" -
немыслимые области, попадая внутрь которых, мы прекращаем ориентироваться в своих представлениях об этих сферах жизни. Способы воздействовать на людей посредством разрушения дискурсов (и тем самым разрушений описываемых ими понятий) хорошо известны, человек с самых древних времен точно знал об этой связи между словом, мыслью, восприятием и способом понимания реальности. В дошедших до нас духовных практиках эта связь прослеживается предельно четко, и в западных, и в восточных теориях есть представление о том, что мы "создаем" мир посредством внутреннего диалога, останови его - и мир изменится. Еще тут уместно вспомнить общеизвестное "Вначале было слово" - прямое указание на то, что мир стал
помышляемым и реальным, сперва став
проговоренным.
Заставить человека молчать
о чем-то (запретив напрямую или внушив ему, что о чем-то говорить глупо, постыдно, несерьезно, неинтересно, недостойно)- это символически вычеркнуть это
что-то из общественного сознания. Заставить говорить о чем-то, ограничив и исказив смысл, заставить вместо одного говорить другое - это исказить и смысл явления, и отношение к явлению. Если мы говорим о женском дискурсе, то перед нами предстают оба способа его разрушения, используемые с незапамятных времен и дошедшие до дня сегодняшнего.
читать дальшеВ общественном дискурсе основной и главный запрет - на женскую субъективность. Он завуалирован и размыт, местами практически незаметен, но именно на нем держится представление о женщине как об объекте потребления.
В обществе не принято говорить о женском всерьез. Традиционно женское- женщину и ее мир - рассматривают как нечто отдельное и не представляющее интереса и ценности, при том, как мужское рассматривается с огромным вниманием, изучается, переосмысливается и переписывается непрерывно. Достаточно вспомнить, что женщина и женское тело в искусстве, философии, истории, биологии, медицине и т.д. репрезентуются как Другие, в отличие от нормативно-установленных - мужчины и мужского тела, и так же и изучаются, и описываются - эпизодически, в виде исключения, с поправками "у женщин, в отличие от...". Наглядный тому пример - медицинская литература: глобальные исследования и многостраничные описания мужского полового органа, и, для сравнения, теме клитора в медицинских изданиях в лучшем случает уделяется несколько страниц, в худшем - эта информация просто отсутствует. В обществе вообще не принято говорить о женском теле и его процессах как о нормальных, физиологичных и естественных. И это прекрасно иллюстрируют, например, вопли от "возмущенных мужчин", когда речь заходит об менструации или климаксе - "это же просто неприлично!". Если послушать их рассуждения, то и быть женщиной - это тоже крайне неприлично и они бы никогда на это не согласились.
Говоря о женщинах в массовом дискурсе (в литературе, кино, СМИ, в многочисленных рекламных роликах, в телесериалах, в женских романах) принято ограничивать темы, сводя их к одной - "как женщине улучшить свои продуктово-потребительские качества, и почему она сама должна этого хотеть". Откройте любой женский журнал/сайт и убедитесь - там нет никаких других тем. Вообще. Нет ничего о том, что женщина - субъект, свободная личность и прочих "глупостей", и, даже если вам удастся найти статейки об "успешных женщинах", авторы обязательно упомянут об их семейном положении, потому что вне семьи успешность ни значит ничего, кого интересует карьера продукта, если он невкусный и никто его не ест?
Противовесом общественному дискурсу становится то, что пишут женщины сами - "женское письмо", и основанное на этом новое понимание женской субъективности. Создание слов и понятий, попытки говорить о том, что всегда было запрещено (грязно, постыдно, глупо, неодобряемо и т.д.), поиск собственных определений и отношения к сказанному - это все то, через что неизбежно пройдет процесс возвращения слова женщинам. Мы постепенно понимаем, что нам доступно говорить обо всем и понимать все, не существует никаких гендерных ограничений на интеллект, кроме искусственно придуманных.
Все, что описывается и перепроговаривается сейчас в фем-сообществах, все темы, которые поднимаются, и все ограничения на выражение своего мнения, которые постепенно преодолеваются - это признаки успешного продвижения этого процесса. Пока нет слов - нет понятий, нет смыслов, они в полной мере появляются только с рождением слов, и тогда им находится место в сознании. Мы движемся от интуитивного мышления (без слов, без оценок и сравнений) к дискурсивному, которое позволяет находить логические связи, оформлять в слова понимание, делиться смыслами. И не нужно ожидать, что все, написанное женщинами на этом пути, будет шедеврами словесности. Гораздо важнее, чтоб оно просто было.