Перепост из http://www.feminismru.org/publ/nashi_stati/igry_v_kotorye_ne_igrajut_feministki/4-1-0-70
Вся наша жизнь – игра. Сыграем?
Вся наша жизнь, как известно, - театр, и без игр жизнь наша была бы слишком скучной, грубой и жестокой. Это заметил и американец Эрик Берн, написавший свою книгу «Игры, в которые играют люди» почти шестьдесят лет назад. Столь давний срок популярности его книге не убавил, и в русском медиа-пространстве на него по-прежнему охотно ссылаются. Игры, о которых я вам хочу поведать, в книге Берна не описаны, с моими выводами можно соглашаться или не соглашаться, но сначала я хочу вам предложить сыграть со мной в одну игру.
читать дальше
Игра «Борщ»
Игра называется «Борщ». Все мы живем и варимся в окружающем нас обществе и пропитывающей его культуре. Культура общества, принятые в нем понятия о добре и зле, красоте и уродстве, что такое хорошо и что такое плохо – все это тот бульон, в котором мы тихонько кипим всю жизнь, в качестве ли кусочка свеклы, или картошки, или лука, в зависимости от нашего пола, происхождения или национальности. Варясь в этой кастрюле, трудно ощутить, чем вкус русского борща отличается от итальянского томатного супа или протертого лукового английского. Хорошо, если успеешь заметить, что вот этот кусочек лука ты уже встречал в детстве, а эта свекла тебе кого-то отдаленно напоминает, может быть, тебя самого... Вкус же конечного продукта можно почувствовать лишь тогда, когда стоишь над кастрюлей с поварешкой, и вдыхаешь аромат варева, глядя на него с высоты своего человеческого роста. Эту игру можно выразить и так: Нет пророка в своем отечестве, или Лицом к лицу лица не увидать.
Вот уже почти десять лет я варюсь в другой кастрюле, которая называется западно-европейская культура, и иногда, взобравшись на кухонную полку, пытаюсь различить, чем аромат скандинавских супов так непохож на вкус борща. В последнее время, чуть больше года, я все чаще киплю в борще русского интернет-пространства, пробую на вкус новые ингредиенты в виде дискуссий и статей, которых раньше не было, принюхиваюсь к новым ветрам и ароматам, иногда добавляю скандинавского перчику, а потом опять забираюсь на кухонную полку. Моя кастрюля называется «Феминизм».
В моей игре, или статье, я приглашаю вас забраться со мной на удобную кухонную полку, и посмотреть на кастрюлю с борщом немножко сверху. Мы будем иногда сверяться с кулинарными книгами, и это будет не только книга Берна. Итак, начнем?
Игра «Поддавки»
Игра, в которую играют женщины с мужчинами на всем постсоветском пространстве, называется очень просто: Поддавки. «Видимо, самая тщательно охраняемая тайна России состоит в следующем: женщины не глупее и не слабее мужчин – наоборот. Но никто не говорил об этом мужчинам», - пишет финская тележурналистка в своей нашумевшей книге «У них что-то с головой, у этих русских».
Именно в том, чтобы никогда этого мужчинам не говорить, не давать понять и не показывать, и состоит эта игра. Женщины делают вид, что без мужчин они ничегошеньки не смогли бы. Мужчины, принимая игру, делают вид, что они и так это знают, ничем не выдавая своих истинных эмоций. Все довольны, всех все устраивает, пока игра не переходит дозволенных границ. А в последнее время это случается все чаще и чаще.
«Мы и так командуем мужчинами. Вся тонкость в том, чтобы убедить мужчину, что он принимает решения», - считают женщины.
В этой игре, без сомнения, ведут мужчины. Счет на сегодня таков: зарплата за ту же работу – 100:70, представительство в федеральных советах – 8:2, процент тех, кто хотел бы сохранить свой пол, если бы была возможность выбора – 92:64. Одним из следствий игры является то, что женщины официально оцениваются в обществе лишь по одному критерию – их привлекательности для мужчин, вторым – то, что женщины предпочитают скрывать свои способности и ум, так как их демонстрация может быть неприятна мужчинам.
На Западе эта игра вышла из моды еще в семидесятых, после второй волны феминизма и сексуальной революции. С мужчинами ничего не случилось, они живы, здоровы и процветают, также, как и общества развитых западных стран. Светлана Кольчик, заместитель главного редактора российской версии журнала «Мари-Клер» так описывает реакцию французских мужчин на игру «Поддавки», в которую российские женщины продолжают играть, даже работая за границей: «Вы, русские девушки, ведете себя как инвалиды. Вы пытаетесь казаться слабее, чем вы есть на самом деле». (радиопрограмма «Культ женственности в России»). Западные мужчины отвыкли от игры очень быстро, и возврат к ней вызывает у них лишь недоумение. На Западе играют теперь в другие игры.
Вся вина феминисток состоит в том, что они громогласно отказываются играть в эту игру, и подвергают сомнению ее нужность и необходимость. За это их называют мужененавистницами и приписывают недостаток гибкости.
Игра «Забота»
Мужчины же играют с женщинами в другую игру, которая является логичным продолжением женской игры «Поддавки». Мужчины играют в заботу. Раз женщины такие беспомощные, глупенькие и слабые, то о них необходимо заботиться. Когда мужчины перестают о женщинах заботиться, женщины начинают переживать и обвинять мужчин, что они «не мужчины».
Забота мужчин распространяется на все сферы жизни женщины. Мужчины заботятся, чтобы женщины не перестали рожать, чтобы они всегда хорошо выглядели, чтобы они никогда не сомневались в том, что мужчины о них заботятся, чтобы они никогда не забывали о том, что мужчин надо беречь, и о том, чтобы они помнили, что без мужчин они абсолютно ни на что не способны, чтобы они не нахватались вредных теорий феминизма, которые ни к чему хорошему не приведут, и так далее. В последнее время мужчины особенно рьяно начали заботиться о том, чтобы женщины вели себя осторожно, так как если они будут вести себя неосторожно, то их легко изнасиловать.
Вот советы, звучащие особенно часто в последнее время с самых высоких и тиражных трибун России, газет и телевидения:
Священник Чаплин: не носить короткие юбки, не появляться на людях пьяной, не вести себя вызывающе, соблюдать нормы приличия в одежде, искать спутника жизни не на улице или дискотеке, а в других, приличных местах. Чаплина многие поддержали, и вся Россия на полном серьезе пару недель обсуждала введение дресс-кода: платочек на голове, длинная юбка, взгляд в пол.
Журналист газеты "Новые Известия" тоже внес свою лепту на днях, заботливо предложив женщинам: не играть с мужчинами в игру «Динамо» (кстати, одна из игр, описанных Берном), не ходить в ночные клубы, всегда платить за себя самой, чтобы не быть латентной проституткой, отказаться от убеждения, что секс с мужчиной до брака – это нечто греховное. Журналист обещал, что если выполнить все рекомендации, то женщин и насиловать не придется.
В Часкоре опять же напечатали заботливую статью «В поединке с насильником». Степень заботы поражает и здесь: так как насильники начали надевать на причинное место «лепестки защиты», то нужно теперь применять другие методы обороны. В ход идут шариковые ручки, японские палочки, а также специально выращенные норки, которые натасканы на запах мужских выделений. Норок надо носить в кармане шубки или муфточки. И всегда необходимо помнить о том, чтобы не причинить слишком большого вреда насильнику, иначе в суд придется пойти женщине, а не ему.
Как видим, в игре «Забота» мужчины просто превзошли самих себя. Вся забота, без исключения, направлена на женщину. Наиболее частый совет, рефреном звучащий во всех темах об изнасилованиях, такой: не ходить по темным улицам одной. Звучит и совет «не быть жертвой» - довольно трудновыполнимый и расплывчатый, вы не находите? В качестве реализации предлагается носить день и ночь солнцезащитные очки, чтобы скрыть страх в глазах.
Ценность этих советов немного блекнет в свете последних социологических исследований, проведенных (гм) на Западе. Оказывается, насильником в подавляющем большинстве случаев является не маньяк в темном переулке, а недавний знакомый, которому вы доверяли, друг или даже родственник. В новом освещении игра «Забота» вдруг перестает быть томной. Оказывается, забота направлена не на то, чтобы обезопасить женщин, а на то, чтобы сделать изнасилования узаконенными и оправданными, и обвинить саму жертву изнасилования в том, что она что-то не так сделала, где-то не доглядела, сама виновата. Игра «Забота» вдруг незаметно превращается в другую игру, которую можно назвать «Не виноватый я!».
Феминистки, отказываясь играть в игру «Забота», и называя ее без обиняков игрой «Не виноватый я!», предстают в глазах общественности этакими размахивающими руками активистками, поднимающими шум на пустом месте и воюющими с ветряными мельницами. Последними кампаниями этого рода в России были сбор подписей под Петицией Патриарху (о выступлении Чаплина) и акция медиа-протеста «Против оправдания изнасилований в СМИ», толчком к которой послужила уже упомянутая статья в Новых Известиях.
На Западе в игру «Забота» давно не играют. Она вышла из моды в то же время, что и «Поддавки», что логично, так как эти две игры дополняют друг друга. Игра же «Не виноватый я!» закончилась с началом серьезных научных исследований в области социологии, материалов на эту тему на Западе просто пруд пруди, и благодаря постоянным публикациям в прессе «культура изнасилования» сама себя благополучно изжила.
Игра «Проститутка»
Обвинения типа «все вы проститутки» до недавнего времени встречались лишь на диких форумах без модерации, где неизвестные мужчины обвиняли неизвестных женщин в том, что если они принимают подарки от мужчины, с которым спят, то это – вид проституции, или – еще круче – если женщина выходит замуж, то она проститутка, так как мужчина зарабатывает больше. Но все игры, которые ведутся подпольно, на диких неконтролируемых территориях обыденной жизни, рано или поздно показываются и в общественном медийном пространстве. Случилось это и с игрой «Проститутка», в тех же Новых Известиях. Журналист заявляет: «В психологии попытки женщин в обмен на секс переложить на мужчин решение своих материальных проблем называют «латентной проституцией». Некоторые мужчины в свою очередь воспринимают женщину как вещь, которую они покупают. Выход – не давать повода считать себя проституткой. Чего же здесь плохого?»
Итак, мы наблюдаем уже другую игру, давайте назовем ее «Прощупать границы». Преданно играя в «Поддавки» с мужчинами, женщины невольно искушают мужчин попробовать: а как далеко в этой игре можно зайти? Игра «Проститутка» - лишь одна из разновидностей игры «Прощупать границы». Не секрет, что, в отличие от западных стран, где когда-то победил феминизм, на постсоветском пространстве у мужчин одна забота – принести деньги в дом, а у женщин – три: принести деньги в дом (желательно меньше, чем мужчина, чтобы не дай бог не обиделся, вспомним Гошу из «Москва слезам не верит»), этот самый дом содержать в порядке, и – растить детей. За две последние функции женщинам никто не платит, а границы прощупываются так, как описано выше: если вместо благодарности за этот безвозмездный труд еще и начать называть женщин, выходящих замуж, проститутками – проглотят они это или нет? Если самим же женщинам и поставить в вину то, что они (надеясь на понимание со стороны мужчин и заботясь об их чувстве собственного мужского достоинства), не требуют себе равной зарплаты за равную работу, и начать называть их проститутками за то, что принимают подарки от мужчин – и это проглотят?
Эээ... науке это неизвестно, и будущее покажет. Пока же можно констатировать лишь одно: в своей попытке нащупать допустимые границы журналисту удалось заботливо назвать сразу всех женщин России проститутками. Этот ляпсус, скорее всего, случился не нарочно. Так совпало, что в Комсомольской Правде» напечатали очерк одной американской журналистки из Форбеса о загадочных русских красавицах, о которых мечтают мужчины всего мира. В очерке отмечается одна черта, которая явно выделяет российских женщин: они гордятся тем, что никогда за себя не платят. «Они бегают по льду на шпильках, редко плачут и никогда за себя не платят» - вот такие они, российские женщины.
Российские же мужчины, естественно, обидятся, если женщина предложит им за себя заплатить. Как пишет финская журналистка: «Меня больше не смущает, когда русский мужчина придерживает мне дверь или платит за мою чашку кофе – это простая вежливость, никто не собирается заводить со мной интрижку. Я больше не настаиваю, что заплачу сама… – ни к чему, кроме спора, это не приведет… Женщина, которая упорно навязывается со своими деньгами, отнюдь не пропагандирует скандинавское равноправие. Русский мужчина в её поведении ничего не поймёт. Он только обидится и растеряется».
Казалось бы, вот пример гармоничной игры – поддавки с одной стороны (конечно, женщина может заплатить за свой кофе или обед), забота с другой стороны (рыцарское и джентльменское поведение – заплатить за беспомощную и слабую женщину) – все должны быть довольны и счастливы. Но тут игра входит в ту фазу, где начинают прощупываться и нарушаться границы дозволенного. И женщины, гордящиеся тем, что никогда за себя в кафе не платят, оказываются все как одна проститутками, пока, правда, латентными. Игра «Забота» переплелась с игрой «Не виноватый я!» - заплатив за кофе, мужчина хочет получить законное право на секс, чтобы изнасилование выглядело не изнасилованием, а закономерным развитием событий. После чашки кофе.
Обострение интереса к игре «Прощупать границы» можно явственно наблюдать перед каждым праздником 8 марта. Игра «Проститутка» забавно вплетается в нее фильмом о счастливой судьбе одной проститутки «Красотка», которым поздравляют вот уже несколько лет всех женщин России с их праздником. Свои границы в этой игре пока четко обозначают лишь феминистки.
Игра «Ату, феминистки!»
Ну, эта игра известна всем настолько, что ее и описывать не надо. Все знают, что феминистки – это бородатые мужеподобные женщины, которым когда-то в жизни страшно не повезло, и с тех пор все не везет и не везет. С мужчинами, естественно. Поэтому они и занимаются всякими неприличными глупостями, размахивают руками и транспарантами там, где надо всего лишь ласково и в нужную минуту сказать рядом пребывающему мужчине правильное тихое слово.
Игра ведется в одни ворота, и феминисткам постсоветского пространства, которых можно пересчитать по пальцам, приходится в ней участвовать, даже если им и неохота. Ни в СССР, ни на постсоветском пространстве никто толком не знал и не знает, что такое феминизм, включая журналистов. Поэтому все его на всякий случай боятся, к тому же он заканчивается на «изм», так же, как и не к ночи будь помянутый коммунизм или социализм. Свят, свят.
Все сведения о феминизме на русском языке исчерпываются двумя книгами: «Загадка женственности» (Бетти Фридан, 1963) и «Конец феминизма, или Чем женщина отличается от человека» (2005) А. Никонова. Последняя ведет в счете 10.500.000 : 1500 (согласно Яндексу). Понятно, что борьба неравная. Книга Никонова – это классическая азбука антифеминизма, необычайно в России популярная. Именно из нее и выросла игра «Ату, феминистки!». Статья в Википедии «Феминизм» - лишь свидетельство того, как непонятен и чужд феминизм постсоветскому менталитету, и все, пишущие о феминизме по-русски, обязательно упоминают суфражисток 19 века, забывая о том, что Запад живет с феминизмом каждый день вот уже пятьдесят лет как.
Но вернемся к нашей игре. Немногочисленным русскоязычным феминисткам, которые также редки, как представители некоторых исчезающих видов животного мира, приходится играть в эту игру следующим образом. Каждый раз, когда им хочется что-то сказать обществу, им нужно пройти проверку на безопасность. Их окружит любопытствующая толпа, которая будет дергать их за подбородок, проверяя наличие бороды, поднимать юбку, чтобы убедиться, как они мужеподобны, дергать за длинные волосы, чтобы удостовериться, что это не парик, и в конце концов, разочаровавшись, строгим тоном требовать паспорт со штампом о замужестве и наличии детей. После этого толпа, удовлетворив свое любопытство, обычно расходится, не слушая дальше, потому что и так все понятно, что они скажут.
Игра эта приобрела несколько новые оттенки в последнее время. Феминисток стали иногда осторожно приглашать на телевидение и радио, и иногда предоставлять им место на газетных полосах. Раздаются и редкие мужские голоса, тоскующие по сильным и равным женщинам и заявляющие, что общество, в котором управляющий класс состоит из мужчин, – неполноценное (Густав Гусейнов в Слон.ру со статьей «Берлускони и 23 февраля»). Но это случается редко.
Не могу сказать, что феминистки очень популярны на Западе. Но они там есть, их много, и они борются, спорят и действуют. В России же феминисткам приходится прятаться и от мужчин, и от женщин. Возможно, если издать хотя бы несколько книг о феминизме, которые уже пятьдесят лет как классика на диком Западе, игру и удалось бы превратить в «А что это за зверь такой, феминизм». Но пока этого не произошло, и гендер, и феминизм остаются чем-то странным, чуждым и непонятным на всем постсоветском пространстве. Вот такая игра.
Надеюсь, вам было не очень скучно на нашей международной кухонной полке, откуда мы попробовали вместе заглянуть в разные кастрюльки под названием Феминизм.
Автор: Таня Крис, Дания
Игры, в которые не играют феминистки
Перепост из http://www.feminismru.org/publ/nashi_stati/igry_v_kotorye_ne_igrajut_feministki/4-1-0-70
Вся наша жизнь – игра. Сыграем?
Вся наша жизнь, как известно, - театр, и без игр жизнь наша была бы слишком скучной, грубой и жестокой. Это заметил и американец Эрик Берн, написавший свою книгу «Игры, в которые играют люди» почти шестьдесят лет назад. Столь давний срок популярности его книге не убавил, и в русском медиа-пространстве на него по-прежнему охотно ссылаются. Игры, о которых я вам хочу поведать, в книге Берна не описаны, с моими выводами можно соглашаться или не соглашаться, но сначала я хочу вам предложить сыграть со мной в одну игру.
читать дальше
Вся наша жизнь – игра. Сыграем?
Вся наша жизнь, как известно, - театр, и без игр жизнь наша была бы слишком скучной, грубой и жестокой. Это заметил и американец Эрик Берн, написавший свою книгу «Игры, в которые играют люди» почти шестьдесят лет назад. Столь давний срок популярности его книге не убавил, и в русском медиа-пространстве на него по-прежнему охотно ссылаются. Игры, о которых я вам хочу поведать, в книге Берна не описаны, с моими выводами можно соглашаться или не соглашаться, но сначала я хочу вам предложить сыграть со мной в одну игру.
читать дальше